Что такое перманентный макияж
За последние несколько лет процедура перманентного макияжа стала если не обязательной, то очень распространенной услугой косметических клиник и салонов красоты. Как у любого вмешательства, имеющего долговременный эффект (положительный или отрицательный), у нее есть поклонники и противники. Первым по душе удобство в повседневной жизни и возможность создать идеальный образ, а вторым… Вторым есть, что возразить. Они предъявляют обоснованные претензии, ведь случается очень много неудач: синие брови, фиолетовые губы, нечеткость линий, рубцы и т.д. Все это, увиденное на лицах у знакомых, подруг и просто случайных прохожих, напрочь отбивает желание «заводить» на собственном лице такую «красоту». Процент качественных работ настолько мал, что даже при самой информативной рекламе количество клиентов, желающих выполнить данную процедуру, невелико. В чем же дело?
КАЖЕТСЯ, что при нынешнем обилии информации и самой современной аппаратуре все проблемы должны быть или решены, или сведены к минимуму. Однако это не так. Начинающие мастера, глядя на более опытных коллег, полагают, что работать насадкой аппарата не труднее, чем контурным карандашом. Поэтому многие приступают к работе, как говорится, «с места в карьер», и приходят на обучение, уже столкнувшись с серьезными проблемами. Другие считают, что технике этой сложной процедуры можно научиться за один, максимум два дня, после чего получают также плачевный результат. Первый совет всем, кто хочет стать мастером перманентного макияжа, – не торопитесь! Начинать постижение азов профессионализма нужно с теории, постепенно переходя к практике. А настоящим мастером станет лишь тот, кто изо дня в день будет выполнять хотя бы по одной процедуре, анализируя полученный результат, сопоставляя опыт учителя и свои ошибки.
Косметологу, работающему с перманентным макияжем, очень пригодятся знания в области визажа, декоративной косметики, грима. Клиент ждет от специалиста чудесного преображения: изменения в форме или цвете бровей, контура глаз или губ. Насколько точно мастер сможет уловить желание клиента и отобразить это в начальном контуре, нарисованном косметическим карандашом, настолько будет доверять ему клиент. Многие мастера оставляют отрисовку формы и подбор цвета визажисту салона. Это ошибка! Во-первых, ежедневный макияж и графика татуировки не одно и то же, а во-вторых, перманентный макияж выполняется практически на память: даже самый стойкий карандаш всегда меняет свою линию под анестезией. И первичный набросок нужен мастеру лишь для того, чтобы убедиться, что будущие брови не будут смотреться чужеродными на лице клиента и, самое главное, ему понравятся. А дальше — дело техники. И если техника страдает, мастер, скорее всего, получит некрасивую, неровную форму и, соответственно, неудовлетворенного клиента.
Столь же сложно подобрать правильный цвет. Несмотря на то что в палитрах пигментов, выпускаемых ведущими производителями, насчитывается до сотни оттенков, проблема выбора в каждом конкретном случае стоит очень остро. Дело в том, что даже самый лучший пигмент меняет оттенки в процессе процедуры. Цвет во флаконе, сразу после процедуры, в процессе заживления и окончательный вариант сильно разнятся между собой. Знание этих изменений позволяет подобрать нужный цвет и объяснить клиенту суть перемен.
Коррекция синих бровей некрасивой формы
Наверное, многие слышали о входящих в пигмент цветовых стабилизаторах. Что это такое? Татуировка и перманентный макияж предполагают внесение краски в собственно кожу – дерму, где пигмент фиксируется за счет образования фиброзной капсулы. После заживления поврежденной во время процедуры кожи слой краски будет покрыт эпидермисом, который имеет собственный цвет и плотность. То есть краска будет просвечивать сквозь слой эпидермиса, как сквозь матовое стекло. Механизм зрительного восприятия заключается в том, что световые лучи, отраженные поверхностью рассматриваемого предмета, попадают на сетчатку глаза, воспринимаются зрительным анализатором, сигналы передаются в специальные отделы коры головного мозга, где и «прочитываются». Лучи света, отраженные от пигмента, нанесенного на кожу, и от того же пигмента, находящегося внутри кожи, будут выглядеть по-разному. Для того чтобы достичь зафиксированного в дерме пигмента, световому лучу приходится преодолевать слой эпидермиса. При этом за счет преломления луча цвет теряет часть «теплоты», то есть оранжевые и желтые оттенки. В результате глаз видит пигмент в коже с более холодным оттенком. Зная это, производители заранее добавляют в готовый пигмент дополнительное количество теплых тонов, учитывая глубину внесения пигмента. Поэтому цвета пигмента во флаконе и на палитре, показывающей окончательный вариант, будут отличаться: цвета пигментов для губ — в оранжевую сторону, цвета пигментов для бровей — в желто-оливковую. Именно этим объясняется синева любого, даже самого лучшего черного пигмента. Черный цвет в перманентном макияже используется только для контура век, где слой эпидермиса тоньше, чем в других областях лица. В этом случае преломление световых лучей и, следовательно, искажение цвета будет минимальным. Ни в коем случае нельзя наносить черный пигмент на область бровей: полученный результат ничем не будет отличаться от синеватой татуировки на теле.
Что же в итоге? Цвет пигмента во флаконе значительно «теплее», чем ожидаемый результат, а визуально -более желтый. После нанесения перманентного макияжа пигмент прокрашивает все слои от дермы значительно ярче окончательного результата и, опять же, «теплее». В процессе заживления цвет пигмента темнеет и приобретает коричневый оттенок за счет сформировавшейся защитной капсулы. После завершения заживления перманентный макияж становится более светлым (сохраняется 30 — 50% от интенсивности первоначального цвета), матовым и «холодным». Учитывая цвет и плотность кожи клиента, можно подобрать нужный цвет пигмента для достижения желаемого результата. И это — задача не из легких. Поэтому во время обучения не стесняйтесь спрашивать у практикующих мастеров о самых популярных пигментах, о возможных изменениях их цвета в процессе работы. Полученная информация поможет избежать многих ошибок. Приобретя некоторый навык, можно поэкспериментировать со смешиванием красок. Обязательно ведите картотеку клиентов, записывая цвет используемых пигментов и способ их нанесения, а также возраст и состояние кожи клиента. Только при соблюдении всех этих правил и предписаний можно с большой вероятностью прогнозировать хороший результат.
Но даже идеально подобранный пигмент и украшающая лицо форма перманентного макияжа не гарантируют полного отсутствия проблем при его выполнении. Самое сложное и важное в данной процедуре — правильная техника введения. В это понятие входит: необходимая глубина внесения пигмента, идеальный характер линий и равномерность прокрашивания. Основное, конечно, — глубина прокола. На сегодняшний день не существует ни одного аппарата с автоматически регулируемой глубиной прокола. Дело в том, что данная величина постоянно меняется в зависимости от кожи клиента, характера выполняемой работы, других параметров и может контролироваться только рукой мастера. В среднем глубина проникновения иглы с краской 0,5—1 мм, то есть игла доходит до среднего слоя дермы. При недостаточно глубоком введении пигмент не фиксируется должным образом в коже, и после того, как отпадет корочка и полностью восстановится эпидермис, краски либо не остается совсем, либо цвет ее будет очень светлым, а полученный эффект нестойким. В данном случае ситуацию исправит повторная процедура. Значительно больше проблем специалист и клиент получат при слишком глубоком повреждении кожи. Долгое время никто не мог объяснить появление темно-фиолетового, темно-коричневого и черного окрашивания при применении очень светлых и теплых тонов пигментов на губах. Исследования, проведенные гистологом, кандидатом медицинских наук Любаевым В.А, частично помогли прояснить ситуацию и пролить свет на многие процессы, проходящие в коже в течение процедуры перманентного макияжа и в период заживления.
Изменение цвета пигмента при перманентном макияже губ может объясняться образованием железосодержащего пигмента — гемосидерина. Этот процесс происходит на месте любых кровоизлияний: от мелкоточечных — петехий, до крупных гематом. При глубоком проникновении иглы повреждаются кровеносные сосуды и образуются микрогематомы. В излившейся крови эритроциты разрушаются, и гемоглобин выходит в ткани. В условиях дефицита кислорода гемоглобин распадается на железосодержащую часть (гем) и белковый носитель (глобин). При этом глобин постепенно трансформируется в серосодержащий белок SH-ферритин.
Во время макрофагальной реакции сидеробластами поглощаются не только чужеродные тела, то есть кристаллы пигмента, но также продукты деградации гемоглобина: гем и глобин. (Напомним, что сидеробластами могут быть макрофаги, эндотелиальные клетки (выстилающие сосуды изнутри), тканевые макрофаги — гистиоциты, нейтрофилы, ретикулярные клетки, формирующиеся в лимфатической системе, и клетки эпидермиса кожи.) Таким образом, внутри сидеробласта образуется коллоидная взвесь гидроксида железа — гемосидерин. SH-ферритин постепенно полимеризуется, что приводит к гибели сидеробласта. Гемосидерин выходит в ткани, после чего может вновь фагоцитироваться теми же клетками. Эта реакция может продолжаться достаточно долго, напоминая замкнутый круг.
В зависимости от концентрации гемосидерина в тканях, цвет поврежденной области может варьировать от светло-коричневого до черного. Кроме того, возможно взаимодействие гемосидерина с молекулами введенного минерального пигмента (оксидом железа, двуокисью титана и т.д.). Образовавшийся комплекс имеет несколько иной цвет, что также может сдвинуть цветовую гамму в более холодную часть спектра. Таким образом, независимо от цвета самого пигмента, при слишком глубоком проникновении иглы велик риск получения нежелательного оттенка, который будет держаться значительно дольше цвета самого пигмента. Параллельно на месте перманентного макияжа может сформироваться гипертрофический рубец, который в последующем может перейти в гипотрофический с эффектом «минус ткань». Данный дефект приводит к стягиванию красной каймы губ и образованию неэстетичных складочек. И если черноту на губах можно скрыть специальными пигментами для дермографии телесного цвета, то справиться с появившимся рубцом подчас невозможно.
К сожалению, до сегодняшнего дня не был изобретен аппарат или метод бесследного удаления татуировки или перманентного макияжа. Даже самые современные лазеры, воздействующие на определенный цветовой спектр, оставляют на коже депигментированное пятно. Не говоря о страшных рубцах, возникающих после «домашних» попыток избавиться от татуировки.
Перманентный макияж — это искусство, тесно переплетенное с наукой и ежедневной практикой. И, как любая инвазивная методика, он требует точного, практически ювелирного исполнения. Не стоит жалеть времени на обучение и практическую отработку полученных навыков! Результатом будет постоянно растущая клиентура, передающая славу о чудо-мастере из уст в уста.